Андрей Котов
 и ансамбль древнерусской духовной музыки «СИРИН»

 

Официальный сайт: www.sirinensemble.ru

 


Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан в октябре 1989 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Название ансамбля произошло от имени райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Поводом к возникновению «Сирина» стало стремление молодых музыкантов к постижению древних традиций духовного пения.



Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика.



Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

Особое место в репертуаре ансамбля занимают духовные стихи. Это песни духовного содержания – жанр некогда очень распространенный, отличающийся разнообразием форм, где причудливо смешиваются музыкальные традиции разных времен и народов.


Программы ансамбля всегда имеют драматургическую основу, наполнены действием и движением. Их содержание – больше чем знакомство с сокровищами древнерусского певческого искусства. Певцы-исследователи стремятся передать, как видит мир верующий в Бога человек через свое личное проживание древних песнопений.


В разные годы в ансамбле были созданы программы:

«Христос рождается славите!» (богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»);

«Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»);

«Весна покаяния» (Песнопения Великого Поста XV-XVIII веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи);

«Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение);

«Рождество Богородицы» (Духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи);

«Стих о Пресветлом Рае».

В 2000 году было также реконструировано «Печное действо» - древний богослужебный чин.



У ансамбля есть камерные программы с участием отдельно мужской и женской групп, трио, квартета, сольные программы.

«Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами, творчество которых близко теме ансамбля. Специально для него написаны: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и др.



Театральные работы «Сирина» - «Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери» (режиссер Анатолий Васильев), «Шинель» (режиссер Валерий Фокин), «Нелепая поэмка» (режиссер Кама Гинкас).



Сегодня ансамбль так же молод и творчески не исчерпан, как и 16 лет назад. Он сочетает постоянные гастроли и записи с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой.



«Этносфера. Русские сессии - 2004»: Интервью


...Поскольку в каждом из нас существует и потребность в духовном, и потребность к живому, и потребность к протесту - разная музыка как бы отражает эти разные состояния. Все это в современном человеке есть.



Если же человек приходит к нам, на наш концерт, слушая нас, в нем резонирует одно состояние. Придет на джаз или на авангард - в нем будут резонировать другие вещи, если же он придет на попсу или блатные частушки - в нем будет резонировать другое...



Почему мы здесь? Потому что, прежде всего, для меня интересно это собрание музыкантов, многих из которых я знаю давно. Это люди, которые находятся в состоянии эксперимента, поиска. На самом деле, мы занимаемся тем же самым. Мы занимаемся изучением, поиском и творческим экспериментом. Потому, что древнерусская музыка давно уже не звучит в том качестве и в том контексте, в котором она существовала. Это вообще другая культура.



Если вы проведете целый день на «Этносфере» и прослушаете все, что здесь сегодня представлено, и потом попытаетесь все это как-то суммировать, как некое единое впечатление - это и можно будет назвать современной русской музыкой.



«Этносфера. Русские сессии - 2005»: Интервью


...Существует некий массовый уровень культуры - то есть музыкальный товар, те звуки, которыми питается население нашей страны, поп-культура, попса, массовая культура и т.п. Поп-культура в том же фольклоре существовала всегда и в любой стане: существовала не потому, что ее насаждали, а потому, что человек – существо, так сказать, многоярусное с точки зрения его духовной организации. И поддержание развития его высокой, духовно–интеллектуальной части требует большого труда, а вот низменное, простое как, например, отношения мужчин и женщин, товарищеские отношения, трудовые - как некие знаки нашей простой жизни, которые отражены в наших песнях, в кино, театре - это существует само по себе и существовало всегда. Проблема, с моей точки зрения, сегодня заключается в том, что происходит снижение духовного уровня человеческой личности с участием этой массовой культуры. Фольклор или традиция, как порождающая система - это то, что человека держит высоко – для нас она ценна именно этим, а не какими-то красивыми мотивчиками, тем, что она позволяет нам держаться и чувствовать себя людьми внутри нации, внутри самих себя, наконец.



А то, что эта культура сегодня не работает, традиция подавляется – это тенденция на самом деле мировая, просто у нас она проявляется, как все в России, в максимальных формах. То, что касается «Этносферы», самого фестиваля – это достаточно элитарная вещь, поскольку здесь выступают высококлассные музыканты, которые играют «тонкую» музыку, невероятно красивую и разнообразную. Нужно сделать так, чтобы эта музыка была востребована.

 

Официальный канал:

 http://www.youtube.com/user/EtnosferaRus