Кровь с молоком

 

 

купить в iTunes

купить в Amazon

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Клевенский (cl, fw)
Тая Краснопевцева (vo)
Владимир Воронцов (synth, perc)
Trey Gunn (g)
Дмитрий Четвергов (g)
Михаил Смирнов (perc, acc)
Роман Ершихин (b)
Андрей Звонков (g)
Анжела Манукян (vo)
Николай Сарабьянов (g)
Тина Кузнецова (vo)
Татьяна Чертополохова (vo)
Сергей Калачёв (b)

 

Первый сольный альбом Сергея Клевенского, главного российского специалиста по этническим духовым, ожидался давно, и ожидался самой разноплановой аудиторией: Клевенского знают и любят и поклонники современного фолка, и идейные рокеры, и ценители «современной позитивной музыки», и те, для кого в музыке главное — не её стиль, а её импровизационная суть.

Однако «Кровь с молоком» — альбом слишком специфический для победного шествия в федеральных масштабах. Специфический именно «по Клевенскому», для которого одними из главных творческих принципов остаются, при всём профессионализме, искренняя сценическая бесшабашность и юмор — постоянный, не всегда лёгкий, переходящий порой в откровенный стёб. Поэтому простое ознакомление со списком использованных инструментов и с именами помогавших в записи музыкантов не даёт абсолютно никакого представления о самой работе. Жалейка, low whistle, просвирелка, ху-лу-се, сопелка, окарина, а также отдельно гайта (галисийская) и гайда (болгарская), не говоря уже о традиционном кларнете с мундштуком и без мундштука — всё это может привести к впечатлению, что создана настоящая энциклопедия этнических духовых, переливающаяся миллионами звуковых оттенков и изначально достойная занять центральное место в музыкальной коллекции ЮНЕСКО. А на самом деле создан стопроцентно точный и искренний автопортрет, в котором весь этот арсенал, по словам самого Клевенского, нужен не как самоцель, а лишь как средство выразить конкретную мысль.

Никакого противоречия: мысли, которые возникают у автора альбома, достаточно разнообразны, чтобы выходить за рамки собственно музыкального поля. Во вступлении к композиции «На вылет» Клевенский нарочито убеждённым голосом начинает вещать о ритме. «Современный человек ритмичен. Ритм лежит в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека в коллективе во время согласованных физических действий в процессе совместного труда». Слушать это как обычную музыку откровенно невозможно — и тем не менее Сергей каждый раз удерживается на краю пропасти, каждый раз оставляет в произведениях достаточно музыки, и внимание слушателя постоянно мечется от сатирического содержания к музыкальному — подобно тому, как в композиции «Внедорожники» постоянно проносятся из правого канала в левый и обратно разнообразные автомашины.

В этом альбоме — весь Клевенский, одновременно беззастенчиво лиричный, беспощадно издевательский и бесспорно талантливый. Едва ли не лучшая композиция «Крови с молоком» названа с претензией — «Суть вещей», и её наполнение и аранжировка легко может претендовать на любую премию в области современного искусства: по-утреннему светлый гитарный перебор (на гитаре, кстати сказать, Дмитрий Четвергов) мгновенно расцвечивается диалогом двух бомжей, один из которых на бесподобно аутентичном языке рассказывает другому, как работал в музыкальном училище, как его там научили играть, как его «Петрова слушала», что «вот пианино — это другой инструмент, или там арфа», приходит к мысли, что «главное-то — чтобы был смысл, а если нет — то зачем?!». Его собеседник принимает горячительные напитки, восторженно мычит и стонет, на заднем фоне поверх перкуссии Михаила Смирнова от избытка чувств кто-то стучит по какой-то железяке — и вдруг, без всяких швов, всего лишь тремя сыгранными на low whistle нотами Клевенский уводит композицию в принципиально другое русло, превращая её в совершенно чистую от всякого стёба лирику, в настоящую «Оду радости».

«Суть вещей» не одинока. Есть ещё «Скотный двор» — уже совершенно ненормальная по построению вещь, в которой скэтовый вокал Тины Кузнецовой придает происходящему неотразимо дикие аляповатые краски. Есть «Внедорожники», которые упорно вызывают ассоциации с лучшими произведениями Виктора Пелевина. Но есть и «Слёзы капали» — баллада, свободная от сатиры. Есть концертный «Бонус», где сольная работа Клевенского с кларнетом и электронным процессором может стать настоящей школой для любого импровизатора. Есть «Утренний сон», где на гитаре ни много ни мало — Трей Ганн (экс-King Crimson) и где достаточно и амбиентной расплывчатости, и амбиентной же глубины. Есть «Кода», где бас-гитара Сергея Калачёва неожиданной пощёчиной возвращает внимание слушателя к высочайшему инструментализму музыкантов, игравших на протяжении всего альбома. Стоит отметить и появление в числе непосредственно исполнителей Владимира Воронцова — звукорежиссёра, чья работа за пультом в последние годы бесценна и для Клевенского, и для многих других.

«Кровь с молоком» нельзя назвать потрясающим альбомом только по одной причине: он рассчитан только на тех людей, у которых всё хорошо с чувством юмора. С другой стороны, можно и назвать. Если кто-то этого не поймет — значит, чувства юмора у него нет совсем.

Публикация: «Джаз.Ру», №1 (декабрь 2006)

 

 

 

Официальный канал:

 http://www.youtube.com/user/EtnosferaRus